+7 (495) 646-61-65

Аренда и продажа бизнеса — кто придумал первую франшизу?

История франчайзинга (в том виде, в каком мы знаем его сейчас) насчитывает немногим более века. Однако за несколько десятилетий он стал одним из наиболее популярных способов начала собственного бизнеса. По статистике лишь 15 % малых предприятий, созданных буквально с чистого листа, выживают в течение первых пяти лет работы. И только 13 % франчайзинговых фирм прекращают свою деятельность в течение того же времени.

На сайте РБК можно найти список самых популярных в России франшиз за 2016 год. Отсюда видно, что сейчас почти каждый второй предприниматель покупает права на использование бренда. Но кто же придумал такое эффективное решение в бизнесе? С чего началась эпопея продаж франшиз?

Ряд историков и экономистов утверждают, что франчайзинг обязан своим появлением испанской королеве Изабелле I Кастильской, которая в середине 15-го века предоставила Христофору Колумбу «франшизу» на развитие торговли с Новым миром. Но она скорее оказала спонсорскую помощь Колумбу, который умело воспользовался разладом в монаршей семье.
Франчайзинг имеет большую историю. Он уходит корнями в далёкое средневековье. Короли Англии наделяли своих приближенных подчиненных правом лично собирать налоги. Взамен на это право король требовал выполнение своих условий – например, участие в военных действиях.
Появление настоящего франчайзинга относят к 19 веку, когда начинаются развиваться отношения, которые наиболее совпадают с нынешней моделью франчайзинга. В то время веке власти выдавали особую лицензию на продажу алкогольных напитков владельцам постоялых дворов. Чтобы платить за лицензию и за сам двор, хозяевам нужно было тратить огромную сумму денег. Про это узнали пивовары и предложили владельцам постоялых домов одалживать нужное количество денег, при условии того, что заемщики реализовывали их продукцию. Такое партнерство называлось «Связанными домами».
Уже с давних времен продажа бизнеса или части бизнеса с целью расширения в новых районах использовались компаниями. Это помогало компаниям найти инвестиционные средства для бизнеса. Благодаря своей изобретательности они смогли сохранить бизнес, продавая франшизу начинающим предпринимателям.
В Англии слово «франшиза» дословно означает «права, передаваемые королем». До сих пор в Великобритании существуют франшизы, которые дают право на организацию ярмарок, содержание мостов и т.д.

В 1920-х годах в США начал развиваться стандартный товарный франчайзинг. По его принципу начали строить свои взаимоотношения с владельцами розничных магазинов крупные оптовые поставщики. Оптовый продавец давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительно многочисленные скидки, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.
Стимулом к развитию франчайзинга в 1870 – 1891 годах послужило принятие законодательств в разных странах, регулирующих регистрацию товарных знаков.
Можно с уверенностью утверждать, что система франчайзинга берет свое начало в Соединенных Штатах Америке конца 19 – начала 20 века.
Первым прототипом современной системы франчайзинга принято считать систему продаж и обслуживания швейных машин компании «Singer Sewing machine company». Ее основатель Исаак Меррит Зингер, имея 40 долларов капитала, организовал свою собственную фирму. И первая реализованная машинка этой компании принесла изобретателю 100 долларов, тем самым окупив затраты (40 долларов) на открытие производства и даже принесла прибыль. Это был невиданный случай в бизнесе, который и сейчас вызывает удивление.
Но заплатить такую цену были готовы не многие, поэтому Зингеру предстояло придумать что–то еще, чтобы привлечь покупателей. Такой фишкой стало производство дополнительных деталей. Дело в том, что раньше никто не ремонтировал оборудование, оно попросту заменялось на новое. Благодаря дополнительным деталям, машинка Зингера стала первым прибором, который можно было самостоятельно починить.
На момент организации первой в мире полноценной франчайзинговой системы, фирма Зингера обеспечила массовое производство швейных машин, позволяющее поддерживать самые конкурентные цены, но у них не было достаточно капитала для того, чтобы платить продавцам. Вместо этого они создали сеть дилеров. Эти первые компании-франчайзеры платили компании-владельцу Зингеру гонорар за каждую проданную Швейную машину, которую они покупали у компании и перепродавали.
Первые соглашения, которые были введены компанией Зингер, стали источником создания современных франшиз, так как те соглашения еще и давали возможность Зингеру сохранять контроль над компаниями-франчайзерами. Таким образом, Зингер получил неоспоримое преимущество перед тремя другими крупнейшими производителями швейных машин и смог значительно увеличить прибыль своей компании.
Опыт Зингера оказался весьма удачным, и через несколько десятилетий его идеей воспользовалась компания «Дженерал моторс», которая в 1898 г. предложила своим партнерам дилерство. У автопроизводителя не было средств для развития собственной розничной сети, поэтому компания обратилась за помощью к региональным посредникам и не прогадала. Продажей автомобилей от «Дженерал Моторс» занимались не только специализированные фирмы, но даже велосипедные магазины. Затем франчайзинговую систему дилеров начали внедрять другие автопроизводители, включая Генри Форда.

И все же, бизнес-модели, предложенные Зингером и «Дженерал моторс», не являются франчайзингом в чистом виде. Привычный нам формат тиражирования успешного бизнеса возник лишь в 20-х годах прошлого века, когда оптовые поставщики стали предлагать независимым розничным точкам продавать свои товары под своей торговой маркой. Стремительное развитие американской экономики и увеличение потребности населения в товарах массового потребления заставляли производителей создавать дистрибьюторские сети. Во время Великой депрессии, охватившей США в 30-х годах, идеей франчайзинга охотно воспользовались нефтеперерабатывающие компании. В результате этого появились первые сетевые автозаправочные станции, которые принадлежали независимым предпринимателям, но работали под брендом известной нефтяной компании (как правило, заправочные станции передавались мелким местным предпринимателям на условиях аренды).
После войны франчайзинговая модель стала особенно популярной в гостинично-ресторанной индустрии. Началось все с интереса продавца мультимиксеров Рэя Крока к маленькому ресторану быстрого питания, расположенного в Сан-Бернардино. Предприимчивый Крок разглядел в таком кафе отличные возможности для продажи своих миксеров и приобрел у его владельцев – братьев Макдональдов лицензию на право открытия собственных заведений общественного питания такого же формата и с таким же названием. В 1955 г. Рэй Крок основал компанию McDonald’s System, Inc., которая по-настоящему является родоначальником франчайзинга бизнес формата, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса.
С этого момента «франчайзинговая лихорадка» охватила Америку. Буквально за несколько десятилетий практически во всех отраслях появилось огромное количество мелких и средних компаний, которые работали по франшизе. По разным данным, уже к 1970-му году объем продаж франчайзинговых предприятий достиг 27 % от общего объема розничных продаж в США. Это составляло более $100 млрд., а через двадцать лет объем рынка увеличился в семь раз! В 80-х годах 20 века крупные американские корпорации начали сокращать менеджеров среднего звена в попытке оптимизировать свои расходы. В это, казалось бы, непростое время, франчайзинговая система получила второе рождение. Бывшие управленцы хотели открыть собственный бизнес, но при этом стремились минимизировать риски, которые неизбежны при освоении нового направления «с нуля». Покупка франшизы стала для них оптимальным вариантом, так как предполагал работу на себя, но с определенной поддержкой со стороны франчайзи.

Одна из самых известных компаний в отрасли франчайзинга – компания «KFC». Харлин Сандерс, владелец «KFC», был на грани провала, поэтому он вынужден был искать новые пути, чтобы найти новых клиентов и оставаться в бизнесе. Когда Сандерс потерял свой бизнес, он начал продавать рецепт приготовления своей курицы. Его популярность со временем улучшилась, и в течение нескольких лет многие владельцы ресторанов стали его клиентами. Он создавал франчайзинговые соглашения и сегодня насчитывается более 10000 ресторанов «KFC» во всем мире.
Поэтому многие компании сегодня стремятся к франчайзингу. Он дает возможность новым предпринимателям найти путь к успеху. Франчайзинг признан в мире как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса и широко распространен в зарубежной практике.

В Россию франчайзинг пришёл в середине 90-х годов. В 1996 г. вступила в действие II часть Гражданского Кодекса РФ, в которой появилась глава «Коммерческая концессия». Несмотря на то, что многие специалисты и участники франчайзингового сектора считают ее крайне неудачной, можно признать ее началом правового регулирования франчайзинга в России.
Одним из основателей рынка франчайзинга, действующим до сих пор, стала компания ГМР Планета гостеприимства — в 1997 г. они вышли на рынок с мастер-франшизой «Sbarro». В том же году начала активную работу ГК Спортмастер, которая привела в Россию именитые зарубежные спортивные бренды.
2003 г. — проведена первая выставка франшиз BUYBRAND Expo. В России на тот момент работает не более 10-15 франчайзинговых компаний. В 2004 г. в Россию пришли бренды «Sela» и «Subway». В этот же год издается журнал «Франчайзинг в России».
В середине двухтысячных годов на рынке России появились франшизы Milavitsa, 2ГИС, Бэби-клуб, Алфавит, BERGhoff, Азимут отель, Национальный банк сбережений, News Media, EVITA, Кофеин и многие другие.
Кризис 2008 года больно ударил по игрокам рынка франчайзинга — в течение 2008—2009 года многие компании либо прекратили свою франчайзинговую деятельность, либо покинули рынок России. Восстанавливаться ситуация начала только к 2010 году, а в 2011 году количество франчайзеров почти в 2 раза превысило докризисные показатели.
Back to Top

Расчет возможного снижения кадастровой стоимости

Оставьте ваши контакты, и мы сделаем расчет возможного снижения кадастровой стоимости

×

Запрос звонка специалиста

Оставьте ваши контакты, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время

Ваше имя

Телефон

Или позвоните нам сами:

+7 495 646-61-65

×

Запрос звонка специалиста по оспариванию

Оставьте ваши контакты, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время

Ваше имя

Телефон

Или позвоните нам сами:

+7 495 646-61-65

×

Запрос звонка специалиста

Оставьте ваши контакты, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время

Ваше имя

Телефон

Или позвоните нам сами:

+7 495 646-61-65

×