+7 (495) 646-61-65

Простое и гениальное изобретение, которое повернуло ход войны

Весь ход Второй мировой войны продемонстрировал, что эффективными на полях сражений могут быть не только системы вооружений с превосходными характеристиками, но и достаточно дешевые, простые решения.

В июне 1941 года Михаил Гориккер являлся начальником Киевского танково-технического училища, после начала войны он был назначен руководителем обороны города. Дома Гориккер появлялся поздно ночью и все свободное время составлял странные конструкции из спичек и игрушечных танков. Однажды он приехал с полигона и радостно закричал: «Два танка запороли!». Его семью удивила эта фраза, потому что каждую машину он оберегал, а поломке танка обрадовался.

Тогда, на 12-й день войны, 3 июля 1941 г. Государственная правительственная комиссия провела испытания противотанкового препятствия — шестиконечной звездочки, изготовленной по предложению генерал-майора Гориккера.
Испытания прошли успешно: клык заграждения попал между гусеницей и ведущим колесом гусеничного хода, а клык звездочки третьей линии заграждения уперся в днище носовой части танка и приподнял машину. В таком положении танк не мог двигаться, и его можно было уничтожить из артиллерийского орудия, при этом участок, где установлены «ежи», пристрелять заранее.

Эти испытания показали, что новые противотанковые заграждения могут выводить из строя бронетехнику, подтвердив свою эффективность. В итоге была выработана рекомендация расставлять противотанковые ежи рядами через каждые 4 метра, а расстояние по фронту между соседними заграждениями должно составлять полтора метра для переднего ряда и 2-2,5 метра для остальных рядов. При такой расстановке, разогнавшись и преодолев первый ряд ежей, танк уже не мог продолжать движение с заданной скоростью и просто застревал между рядами препятствий, попутно он мог получить повреждение корпуса или внутренних агрегатов, а также становился удобной целью для противотанковых средств обороняющейся стороны.

Противотанковые заграждения были изготовлены из рельсового утиля. Во время первой же попытки преодолеть препятствие один танк лишился люка масляного насоса, были повреждены маслопроводящие трубки. В результате через 3-5 минут все масло из двигателя вытекло наружу, что привело к вынужденной остановке боевой машины. Другой танк смог легко преодолеть ряд «звездочек», но этот трюк стоил ему погнутого днища корпуса, что отразилось на его управлении. Ему потребовался двухчасовой ремонт.

В заключении испытания содержались и примерные расчеты. Так количество «звездочек» на километр фронта оценивалось в 1200 штук. Средний вес составлял 200-250 кг. При этом особо подчеркивалось, что конструкция может быть выпущена любым заводом в большом количестве. Также отмечалось, что перевозить их к месту применения можно в готовом виде автомобильным и железнодорожным транспортом.

Оптимальным материалом для изготовления подобных противотанковых заграждений был стальной двутавровый профиль, а наилучшим способом соединения элементов конструкции — косынки на заклепках. На практике в реальных условиях ежи очень часто изготавливали из всего, что имелось под рукой — различных уголков, швеллера или рельса, которые соединялись между собой зачастую обычной сваркой даже без косынок.

Горрикер спроектировал и рассчитал свой вариант противотанкового ежа, который позволил ему войти в историю войн XX века. Его инженерное заграждение, известное также как «звездочка Горрикера», сыграло заметную роль в сражениях 1941 года при обороне Одессы, Киева, Москвы, Ленинграда, Севастополя и в других операциях Великой Отечественной войны.

Впервые попытка использования подобного заграждения против танков была предпринята в Чехословакии. Конструкция, предложенная инженерами данной страны, повторяла принцип древних рогаток, которые эффективно использовались против конницы на протяжении многих веков и были известны еще со времен Древнего Рима. При этом чехи считали, что заграждение должно быть массивным и абсолютно неподвижным. Несовершенным подобное препятствие было еще и потому, что при его производстве тратилось много времени и средств, так как оно изготавливалось с применением железобетона.

Он долго думал, как остановить танки. И, хотя похожие противотанковые заграждения уже существовали, изобретение Гориккера было проще, дешевле и эффективнее. Все дело в точно выверенных размерах. Расчет был таков, что, когда танк наезжал на этот еж высотой 80-100 сантиметров, он пробивал днище и коробку передач и становился мишенью для наших пушек. Восхищала простота конструкции заграждения. Металлический профиль или рельсы нужно было нарезать на куски определенной длины и сварить в виде буквы Ж.

Так, небольшая по размерам противотанковая мина была в состоянии не просто серьезно повредить танк противника, но и полностью его уничтожить при удачном раскладе, а простая бетонная пирамида могла стать непреодолимым препятствием для бронетехники. Среди простых и одновременно эффективных средств заграждений и вооружений особую славу во время войны снискали противотанковые ежи. Очень простые и удобные в производстве, они серьезно помогли красноармейцам в боях 1941 года и даже стали одним из символов Великой Отечественной войны.

Революционность идеи генерала Гориккера заключалась в том, что противотанковый ёж не закреплялся на месте и не вкапывался в землю наподобие надолбов. Еж — легкий в транспортировке, его могли переносить два человека. А главное — прочный. Для производства ежей использовали рельсы и стальные балки. Три отрезка скрепляли обычной сваркой.
При наезде на такое препятствие ёж начинал перекатываться, постепенно приподнимая боевую машину над поверхностью земли. При попытке «сняться» с ежа танк часто самостоятельно не мог этого сделать. Под натиском вражеского танка противотанковый ёж переворачивался, оказываясь у него под днищем. В результате боевая машина приподнималась над землей, очень часто наезд на такое препятствие сопровождался выходом из строя ходовой части. При этом немецкие танки с передним расположением трансмиссии было особенно уязвимы для ежей, так как наезд на них мог вывести ее из строя. При самом благоприятном для обороняющихся войск раскладе под воздействием собственной массы танк, севший на ежа, мог пробить днище и не мог продолжить дальнейшее движение.

Противотанковые ежи уступали по эффективности минным заграждениям, однако их можно было производить в очень больших количествах из подручных материалов без использования высоких технологий и сравнительно легко перебрасывать с одного участка фронта на другой, что в военное время было особенно ценно.

В 1941 году под Москвой установили 37,5 тысячи «ежей». За весь период войны было изготовлено примерно два миллиона. О том, чтобы запатентовать свое изобретение, у конструктора не было и мысли. Шла война. Но Гориккеру все же объявили благодарность.

При изготовлении «ежей» на местах очень часто встречались случаи, когда их конструкция нарушалась, распространенной ошибкой было увеличение их размеров — в полтора, а то и в два раза. Такая ошибка лишала конструкцию задуманного изобретателем предназначения. Основная суть противотанкового заграждения заключалась в том, что оно должно было быть высотой от 0,8 до 1 метра. Только при таких условиях препятствие могло переворачиваться, а не сдвигаться с места танком. Идея был подкреплена проведенными расчетами и испытаниями. Учтена была и самая рациональная расстановка подобных заграждений на местности: 4 ряда в шахматном порядке. Простота конструкции данного заграждения позволила в сжатые сроки обеспечить Красную Армию новым противотанковым заграждением, а вес конструкции делал ее легкой в установке и достаточно мобильной.
Back to Top

Расчет возможного снижения кадастровой стоимости

Оставьте ваши контакты, и мы сделаем расчет возможного снижения кадастровой стоимости

×

Запрос звонка специалиста

Оставьте ваши контакты, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время

Ваше имя

Телефон

Или позвоните нам сами:

+7 495 646-61-65

×

Запрос звонка специалиста по оспариванию

Оставьте ваши контакты, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время

Ваше имя

Телефон

Или позвоните нам сами:

+7 495 646-61-65

×

Запрос звонка специалиста

Оставьте ваши контакты, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время

Ваше имя

Телефон

Или позвоните нам сами:

+7 495 646-61-65

×